Просечка с гравировкой

Просечка с гравировкой

Просечка   с гравировкойВ этой статье мы рассмотрим более сложный вид художественной обработки листового металла — просечку с гравировкой.

То есть нам надо будет познакомиться кроме просечки и с гравированием рисунка. Для примера рассмотрим технологию изготовления просечных накладок с гравировкой для круглой деревянной точеной коробочки с крышкой (рис.1). Саму коробочку мы изготавливать не будем, ее можно купить.

На верхней накладке изображен грифон — существо с головой и крыльями орла и телом льва. Этот мифический зверь, обладавший качествами царя зверей и царя птиц, означал силу и бдительность, и поэтому был хранителем солнца.

Просечка   с гравировкойТеперь перейдем непосредственно к технологии изготовления накладки. Берем лист латуни или меди толщиной 0,3-0,5 мм и размером чуть больше наружной окружности рисунка. Переводим на него рисунок с помощью копировальной бумаги или каким-либо другим способом и закрепляем его при помощи чертилки. Производим просечку и механическую обработку всех внутренних краев просечки (рис. 2). После этого шлифуем, а затем полируем поверхность изделия.

Просечка   с гравировкойПеред тем, как начать гравировать, необходимо купить или самому изготовить несколько штихелей разных типов, затем подобрать несколько дощечек толщиной 20-30 мм, разных по форме и размеру, сшить из кожи подушечку— кранц и приобрести тиски (рис. 3).

Штихель состоит из двух частей: клинка и рукоятки (рис. 4). Клинок изготавливается из высокоуглеродистых или легированных сталей и имеет следующие части: черешок, спинка, аншлиф, лобовая площадка носка, задняя и нижняя грани. Длина клинка штихеля составляет 100-120 мм. Рукоятка состоит из двух частей: ручки и обжимного кольца. Самая удобная ручка имеет грибовидную поверхность и хорошо укладывается в вашей ладони. Нижняя часть ручки срезается, что создает определенные удобства при работе и не позволяет штихелю кататься по рабочему столу. Материал ручки — твердые лиственные породы: береза, бук, орех и т.п. Обжимное кольцо изготавливают из стальной, латунной или дюралевой трубки. Его необходимо подогнать (с некоторым натягом) под цилиндрическую часть ручки.

Просечка   с гравировкойПеред соединением клинка с рукояткой в ручке необходимо просверлить отверстие на две трети ее длины сверлом, диаметр которого равен сечению черешка (хвостовика) в его средней части. После этого, насадив обжимное кольцо на шейку ручки, надо аккуратно забить клинок штихеля в отверстие.

Общая длина штихеля должна быть подогнана под кисть вашей руки — при работе указательный палец должен находиться на ан-шлифе у кончика клинка (рис. 5). Длину штихеля можно регулировать за счет рукоятки; ее можно менять по мере износа, и, соответственно, уменьшения длины клинка штихеля.

Перед началом гравировки необходимо правильно наточить рабочую часть штихеля. Угол заточки штихеля зависит от твердости металла, по которому вы собираетесь гравировать: для мягких металлов (медь, серебро, золото) угол заточки составляет 30-35° (рис. 6), для латуни, мельхиора— 40-45' и для твердых (сталь, бронза и др.) — 60-65’.

Первоначальная заточка производится на наждачном мелкозернистом круге, а промежуточная правка — на бруске типа «арканзас», поверхность которого смачивается жидким машинным маслом или керосином, затем — на глянцевом оселке или плотноструктурном кремнистом сланце. Окончательную полировку производят пастой ГОИ, которую наносят тонким слоем на кожаный ремень.

Обязательное условие заточки — поверхность лобовой площадки носка должна быть без выпуклостей и закруглений и перпендикулярна к плоскости, в которой находится продольная ось штихеля.

При заточке штихеля на бруске локоть правой руки должен быть на весу, а кисть должна сильно прижимать лобовую площадку к бруску. Тупым штихелем работать нельзя — он соскакивает с металла, портит работу и может поранить руку.
Просечка   с гравировкойПеред тем, как начать работать с изделием, необходимо некоторое время потренироваться на отдельном кусочке того же металла. Для этого необходимо отполированную пластинку закрепить гвоздиками на ровной деревянной дощечке, затем при помощи линейки и чертилки провести ряд параллельных, пересекающихся, ломаных, волнистых линий, а при помощи циркуля — несколько концентрических окружностей (рис.7). Теперь, закрепив дощечку с пластинкой в тисках, приступаем к гравированию. Штихель возьмите в правую руку (или левую, если левша) так, чтобы грибковая поверхность рукоятки уперлась в ладонь (рис 5), большой и средний пальцы легли на боковые грани клинка, а указательный — на аншлиф у кончика клинка. Кистью руки создают продольное усилие, указательный палец давит на штихель сверху вниз и регулирует глубину гравировки, большой и средний — удерживают клинок в вертикальном положении, а безымянный и мизинец удерживают рукоятку в ладони.

Резец во время гравирования во всех случаях должен направляться только от себя. Левая рука поддерживает тиски с зажатой дощечкой с пластинкой и поворачивает их при необходимости. Очень важно, чтобы пальцы левой руки находились в безопасной зоне в случае срыва штихеля с поверхности пластинки.

Просечка   с гравировкойНадо научиться чувствовать, какие усилия необходимо создавать при движении штихеля вперед и при нажиме указательным пальцем на кончик штихеля вниз. При гравировании концентрических окружностей одну режем по часовой стрелке, другую— против. Освоив первые упражнения, приступайте к своему изделию. Лучше начать гравировку с прямых линий, потом перейти на изогнутые и завитки, а гравировку глаз и ушей грифона лучше оставить напоследок (рис. 8).

После окончания гравировки необходимо мелкой шкуркой снять заусенцы и вновь отполировать. Готовую накладку вырезаем по наружному контуру, сверлим по периметру отверстия для гвоздиков и прибиваем к коробочке. По такой же технологии изготавливаем две боковые накладки и прибиваем их к основе.

Коробочка предварительно должна быть покрыта морилкой, а чтобы полированная поверхность накладок не тускнела от времени и от прикосновению рук, их можно покрыть прозрачным лаком или смесью, состоящей из 1 части клея БФ-2, растворенного в 8 частях ацетона.


А. Навроцкий,
По материалам журнала "Делаем сами"



Дата размещения: 7-05-2019, 09:33

Рекомендуем посмотреть
  • Первые уроки резьбы по дереву Взявшего впервые в руки режущий инструмент хочу предупредить, что желаемый результат достигается не сразу. Но это не повод разочаровываться и делать окончательные выводы о своих способностях.
  • Инкрустация оловом Олово благодаря своей декоративности, пластичности и легкоплавкости использовалось для изготовления бытовых и декоративных изделий еще в глубокой древности. Во время археологических раскопок
  • Всечка металла в дерево Всечка металла в дерево — старинная технология, в соответствии с которой металлические полоски, стерженьки и различные геометрические фигуры вбивают в деревянную основу.
  • Ковка инструмента для просечки В настоящее время«просечка»довольно широко применяется в декоративно-прикладном искусстве. Однако инструмент для просечки в магазинах не купишь, его можно заказать только у знакомого кузнеца.
  • Украшения из просечного железа На Руси просечной металл широко применялся в прошлом и сейчас используется для декоративной отделки домашней утвари, оконных проемов, свесов крыши, флюгеров и различных наверший. Кроме этого,