Батик: распишите свой гардероб

Батик — это общее название различных способов ручной росписи по ткани. С давних времен его использовали в древнем Шумере, Японии, Перу, Шри Ланке, на Индокитае, в африканских странах, с начала XX века — в Европе и России.

Но родиной этого древнего искусства считается остров Ява в Индонезии. Местные жители относились к батику, как к священному процессу. Изделия, выполненные из такой ткани, использовали в качестве оберегов. Кстати, расписанная вручную одежда очень популярна на Яве до сих пор.

Батик: распишите свой гардеробСовременная техника батика очень разнообразна — это горячий батик, холодный, узелковый, шибори (складной), свободная роспись. При желании освоить их может каждый, благо что ткани и краски сейчас не дефицит.

Какие материалы понадобятся для экспериментов новичку? Как своими руками создать маленькое произведение древнего искусства? Об этом мы расспросили профессионала — минского художника-дизайнера в технике батик.

Для первых работ не нужно тратиться на дорогую ткань. Выгоднее будет приобрести кусок бракованного шелка в комиссионке. Поройтесь в бабушкиных сундуках и на антресолях — наверняка найдете ненужные кофточки из однотонного шифона или крепдешина.

Детям понравится идея разукрасить любую светлую или белую майку (ткань должна быть из хлопка или хлопка со льном). В художественных магазинах продаются немецкие краски по ткани — они очень просты в применении, подходят для шелка, хлопка, льна, разводятся водой и не требуют закрепления.

Батик: распишите свой гардеробОдин из самых простых способов создать рисунок на шарфике — это сложить кусок ткани размером 45x180 см в несколько слоев и закрасить получившийся квадрат, отступая от краев (рис. 1). Развернуть работу (выполненную этим и остальными способами) можно, когда она полностью просохнет.

Можно поэкспериментировать в узелковой технике: сложить шарф пополам и завязать 2 узелка на расстоянии друг от друга. Закрасить ткань в узелках одним цветом (например, бирюзовым), а оставшуюся — другим (например, фиолетовым) (рис. 2). Количество узелков можно варьировать.

Интересным получится платок в технике «Узелковые цветы». Расстелите платок и завяжите на нем узелки (рис. 3). Раскрасьте ткань на узелках и участки вокруг в разные цвета.

Разновидность узелкового батика — японская техника сибори (шибори), что означает «связывать». Чтобы получить рисунок, обвяжите ткань нитками на подходящем предмете (например - трехлитровая банка) и нанесите на ткань краску. Когда работа высохнет, развяжите нитки — вас приятно удивит получившийся узор из различных штрихов. По словам мастера, самое главное в этой работе — не бояться.

Если есть чувство цвета и ритма, получится просто шедевр! Изделие в технике батик отлично подойдет и к повседневной одежде, и к вечернему наряду. К тому же, такая вещь станет изысканным подарком для ваших близких — разве кто-то сможет отказаться от эксклюзивной ручной работы?

Примечание: Расписанные ткани требуют бережного обращения. Стирать их нужно вручную шампунем или специальными средствами для шелка и кашемира (температура воды — 30-35 град.).

Виктория Дайнеко.
По материалам газеты "Толока. Делаем сами"

Рекомендуем посмотреть
  • Абажур для лампы своими руками Бывает так, что исправно работает любимая лампа или люстра, которую вы получили в подарок. Но абажур или ткань существенно потрепался. Можно своими руками обыграть его или починить.
  • Делаем рисунки на футболках Когда хочется внести в жизнь дополнительных красок, мы сразу же кидаемся на поиск яркой и оригинальной одежды. Почему бы не сделать скучную белую футболку красочной, подчеркивающей вашу
  • Воротнички просто жгут! Сразу отмечу, делать их проще, чем описанные ранее салфетки. Воротнички однотонные, поэтому выжигать их легче. хотя и выполнены из ткани в два слоя.
  • Романтика батика Искусство батика зародилось на острове Ява в Индонезии, где одежда, расписанная вручную, необычайно популярна и по сей день.
  • Огненное искусство Пирография — это техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть ее заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала: древесины,