День Большого Кваса. Или как организовать шикарный праздник.

«Лица необщим выраженьем» отличается этот нетрадиционный День Большого Кваса. Он обращен, скорее, к теснимому ныне общинному архетипу нашей национальной психологии, чем к активно насаждаемому сегодня индивидуалистическому стереотипу.

День Большого Кваса. Или как организовать шикарный праздник. В основе его лежит не праздное препровождение, а особый тип коллективных созидательных действий, чем-то сродни старым добрым субботникам, деревенскому обычаю «толока» (когда всем миром семье строили дом), добровольной помощи реставрации музеев, усадеб и монастырских обителей.
Что нужно для праздника?

Прежде всего необходима компания ребят, от которой и пойдут «круги по воде». Их волевой импульс плюс организационная инициатива и должны сформировать и определить основное энергетическое ядро этого не совсем обычного праздника. Хорошо, если у вашего сына или дочки уже есть такая компания, в которую обычно входят готовые заводилы, «звезды» или «пожарные» — люди, способные своими действиями вывести ситуацию из прорыва в экстремальных случаях. Но если такого «боевого звена» нет, не очень огорчайтесь. Сам праздник может стать действенным шагом к образованию такой компании, круга знакомств, что тоже не самое последнее дело в наше разобщенное время. Желательно, чтобы на первых ролях в нем было прежде всего подрастаюшее поколение, а взрослые бы только помогали, ненавязчиво направляли.

Но если у вашего ребенка пока нет своей компании, станьте ею вы, родители, или ближайшие родственники — братья, кузены и т.д. Главное, что должно быть соблюдено в обязательном порядке и без чего эта затея теряет смысл, — День Большого Кваса должен устраиваться не для одного, а обязательно для группы. Пусть ею станет ваша семья вся целиком: если в ней только один и не очень компанейский ребенок, значит, пусть он станет заводилой вместе со своими мамой и папой. Очень неплохо будет, если вы объединитесь с одной или несколькими знакомыми семьями. И второе требование, которое желательно соблюсти: этот праздник не должен быть замкнут в стенах дома — это праздник двора, улицы, школы. В крайнем случае, если получается, что местом его действия может стать только ваша квартира, тогда надо вынести его хотя бы на лестничную клетку, в подъезд.

То есть вы уже догадались, что в этот день главный объект внимания — наша жилая среда, хотя бы немного, но расширенная за пределы квартиры, дома. Этот праздник может быть организован в любых условиях проживания: в огромном городе, небольшом городке, в деревне и поселке. Этим он удобен. Местом его проведения может быть выбран сквер, прилегающий к вашей улице, детская площадка перед домом, сельский «пятачок» или площадь перед клубом, не в последнюю очередь — двор или территория родной школы.

Время Дня Большого Кваса необходимо выбрать удобным для всех его предполагаемых участников, потенциальных зрителей и «болельщиков», которые должны и могут быть вовлечены в атмосферу праздника. Например, весной или летом его можно проводить и в будний вечер, потому что световые дни стоят долгие, можно успеть уложиться со всей программой. Очень хорошо проводить День Большого Кваса и в выходной — тогда у всех участников еще останется время на свои личные дела.

Так или иначе, нужно заранее оповестить участников и округу о предстоящем событии. Согласовав круг активных «виновников торжества», неплохо подумать и о «почетных гостях». Например, действующими лицами на дворовой площадке будет Вася, его двоюродный брат Петя и несколько их знакомых мальчиков и девочек. Тогда их родители могут и должны стать желанными почетными гостями. Если позволяют сложившиеся отношения, то неплохо пригласить учителей, воспитателей, репетиторов (вообще, педагогов). Это, несомненно, будет справедливо, корректно и внесет разнообразие в стереотип сложившихся отношений старших и младших и оздоровит их взаимодействие. Если праздник проводится в школьном дворе, тогда и вовсе понятно, что учителя здесь будут не на последнем плане. И, само собой, вряд ли усидят дома родители.

Из числа участников праздника намечается штаб, инициативная группа, распорядители праздника. Им известны программа и канва событий и отведена самая активная роль в ней. Им предстоит показать себя, и не в последнюю очередь — проявить свои возможности в создании приподнятой атмосферы.

Инициативная группа должна позаботиться о символике оформления праздника. «Техника» исполнения самая простая: бумага, краски, фломастеры, подручные средства для самоделок. Атрибуты с символикой и детали оформления можно готовить заранее, а можно символизировать накануне. Большой, яркий плакат красками на ватмане (или вариант — мелками на доске или фанере) должен оповещать о дате и часе торжества и места сбора.

Например, так:

По захламленной улице Гулять противно даже курице. Эй, не ленись, ребятки! Устроим новые порядки: Чтоб уничтожить грязь и хлам, Спеши, дружок, в бригаду к нам. Зови ребят из класса На День Большого Кваса!

Завтра в 17 часов у старых гаражей (или детской площадки, или завалинки и т.п.), форма одежды — парадно-производственная.

Чтобы не подумали, что речь идет просто о банальной уборке (что тоже дело неплохое), с наступлением намеченной даты хорошо было бы вывесить программу праздника, дабы скептики убедились: помимо действительно обширной «уборочной» части, участников и сочувствующих ждет еще много не менее интересного и торжественного.

Для нашего торжества самым уместным облачением будут тельняшки, футболки, бриджи и шорты, сандалии и кроссовки, кепки, панамы и бейсболки — удобнейшая, привычная и знакомая одежда, в которой мы чинили примус и перетаскивали любимый бабушкин фикус, видали виды в походах и сражались с огородными вредителями на дачах. Чем пестрее и причудливее эта одежда, тем более живописно она будет смотреться. Дополнят гардероб до законченного ансамбля соответствующие аксессуары: памятные опознавательные жетоны из консервных крышек — «аккредитационные карточки» участников, приколотые на груди.

Очень украсит веселье карнавальный грим на лицах детворы — ритуальная раскраска индейцев, усы, цветочки, крылья, завитки, дорожные знаки. Можно вкладывать в эти изображения какой-то определенный «знаковый», различительный смысл, а можно — просто бессистемно намалевать несколько ярких штрихов. Если участников наберется довольно много, то имеет смысл основной части праздника придать соревновательный характер, с «конкуренцией» между командами. Тогда в «оформлении» команды должно присутствовать единообразие — либо одинаковые жетоны из бутылочных крышек, либо одинаковые по форме таблички, и тогда уж — у выходцев из одной команды раскраска на одну тему.

И командам, и отдельным участникам хорошо придумать какие-нибудь прозвища и названия, например, «Вася Железная Метла», «Люся Почетная Окностеклопротирщица», команда «Враг пыли», «Дрожи, неряха» и т.д. Тогда и символика, и грим должны подбираться по мотивам «заголовочной» тематики. Например, команда «Веселые дворники» за основной изобретательный мотив примет силуэт метлы, а «Юра Чемпион Ручной Стирки» будет разрисован условными значками по уходу за одеждой.

Не стоит стремиться сделать командное отличие каким-то дорогим, на манер спортивной (хоккейной или теннисной формы). Праздник-то домашний, уличный, дворовый, должна быть в нем этакая интимность, не страшно даже, если некоторая фамильярность, — это принципиально в мире стандарта и почти униформистского прикида. Чтобы достойно представить команду «За-реченские Мойщики Машин», не обязательно в поисках символа опустошать магазин дорогостоящей импортной хозпродукции: все можно прекрасно изготовить в условной рисованной технике, из бумаги.

День Большого Кваса. Или как организовать шикарный праздник.Если праздник «соображается» на скорую руку, импровизационно, это его не испортит: не обязательно тогда стремиться к строгости соответствий атрибутики и тематики прозваний и кличек. Можно позаимствовать принцип старинных маскарадов и... у статуй с ВДНХ: в день праздника просто уснастить себя хозяйственной символикой самого широкого спектра. В качестве «опознавательных» знаков причастности к Дню Большого Кваса повесить на шею бутылочку из-под автошампуня, взять в руки лейку из собственной лоджии, одолжить метлу у дворника, косу или грабли у соседа по дачному участку, в качестве праздничного вымпела привязать на древко тряпку, при помощи которой собираетесь смыть каракули со стены в подъезде...

Думается, что ни в каком даже самом отдаленном уголке сегодня не будет трудностей с красками для грима: для этого не потребуются специальные гримировальные снадобья, а обычные тени, помады, тональные кремы — если не купить, то одолжить у старших не составит проблем. Не стоит пренебрегать отечественной продукцией (и в этом случае, и вообще): более дешевые, чем разрекламированные импортные средства, тюбики и патроны помады фабрики «Свобода» или «Рассвет» содержат натуральные и полезные для кожи вещества, не повредят и ребенку. Разумеется, вы не забудете напомнить детям одно правило пользования косметикой в декоративных целях: ее надо наносить на крем или какую-либо жирную основу, на «грунт». И потом необходимо тщательно удалить с кожи.

Итак, все участники и гости (хорошо бы нарисовать и раздать такие шуточные при глашения и тем и другим) собираются там, где намечено «ударить» по запущенности и захламленности. Предположим, это детская площадка во дворе, проснувшаяся после зимней спячки и соответственно выглядящая, как «с постели»: бумажки, старые ветки, перевернутые качели, рассыпанный песок в песочнице.

А возможно, это будет родной подъезд. Тогда открытие праздника состоится на площадке, а уж «фронт» празднества каждому, я думаю, предоставится обширный. Редкий подъезд сегодня не пестрит надписями на стенах, мусором на площадках... Распорядитель должен в торжественной форме открыть праздник. Можно составить пространное возглашение. А можно просто ударить на манер Мойдодыра несколько раз в медный таз и провозгласить открытие. Таким образом начинается основная часть программы. Очень хорошей затравкой для последующего послужит поднятие флага праздника. Флаг должен быть символическим.

Пусть, например, по аплодисменты и даже музыкальное сопровождение (о нем чуть ниже) будет поднята на швабре старая тельняшка соседа дяди Феди или специфически окрашенная крутка десантника. Можно специально сшить полотнище из разноцветных кусков ткани, дав волю своей фантазии. Можно в качестве флага праздника поднять воздушный змей. А можно — воздушный шар или их связку.

Место проведения Дня Большого Кваса, арена празднования должна быть оформлена большим количеством лозунгов. Им отводится принципиальная роль во всем этом действе. Без лозунгов и других ритуалов все действительно рискует быть сведено к дежурной уборке. Поскольку в обычном празднике место его проведения украшается, оформляется, прихорашивается только накануне, ни в коем случае не в присутствии гостей, а в День Большого Кваса — все наоборот (пространство преображается в процессе празднования), то лозунги вбирают в себя очень важную идеологическую функцию: они призваны как бы приподнять, переключить от обыденности происходящее, украсить его словом, смыслом формулировок.

Изготовить лозунги несложно — на кусках ватмана при помощи гуаши. Можно использовать и более прозаические и неприхотливые фактуры — нацарапать углем на каких-нибудь ненужных щитах, кусках фанеры. Величина, формат — произвольные, лишь бы они бросались в глаза. Классический вариант — нанести клеевыми красками на полотнище ткани. Но это уместно делать в том случае, если вы будете проводить праздник не один раз. Если есть где хранить эти транспаранты и есть более-менее благоприятные условия для их изготовления. Особенно если взрослые захотят помогать детям в подготовке. Но если нет возможности, условий шить транспаранты и полотнища, то можно вполне полноценно обойтись менее долговечными бумажными лозунгами. Главное — их придумать. Например, такие:

* Не ведают скуки работящие руки!
* Наша истина проста: мир спасает чистота!
* Есть средство без прикрас повысить тонус публики: прекрасный, классный квас и свеженькие бублики!
* День Большого Кваса одобрила масса!
* Сделаем чистыми наши дворы — снизим процент безысходной хандры!
* Эй, приятель, в лужу сдуру не швыряй макулатуру! Будьте так культурны: кладите мусор в урны!
* Нас с детства приучала мама освобождать дворы от хлама!
* Плуты и проказницы, знайте с малых лет: две большие разницы —
лифт и туалет!
* Есть иностранная приятность: умеренность и аккуратность. И есть родная красота:
уют, порядок, чистота!


И так далее, и в таком же духе.

Не последний вопрос создания необычной атмосферы праздника: звуковое его сопровождение. Нужна мажорная, объединяющая всех бодрым ритмом, музыка. Предпочтительнее всего — живая. Самый роскошный вариант — баян. Может, среди обитателей вашего двора, среди одноклассников вашего сына есть владеющие инструментом, тогда лучшего и желать нельзя будет. Если предоставится хоть малейшая возможность выбирать, то стоит предпочесть, наряду с баяном, аккордеон, мандолину, даже кастаньеты, вообще, все виды ударных. Гитара меньше подходит для мар-шеобразного, бравурного сопровождения, уместного в данном случае, однако если объявится исполнитель на этом инструменте, ему надо, разумеется, предоставить такую возможность.

Ведь это вопрос не столько техники (как лучше, легче и удобнее обеспечить аккомпанемент бодрым трудовым действиям), сколько энергетики: что полнее поможет воодушевить, объединить слаженным ритмом участников праздника. Сейчас исчезла традиция, известная в 60-е годы, выставлять на улицу к радости жителей близлежащих домов проигрыватель. Применяемая ныне аппаратура, музыкальные центры — это тебе не прежний несложный ящичек с хрипловатым танго и фокстротами. Но если удастся, то неплохо бы запустить на Дне Большого Кваса программу в стиле «ретро». Пусть она будет исполнена хоть на патефоне.

Еще сегодня есть в распоряжении транзисторы разных марок, а также кассетные магнитофоны. На худой конец сетевые радиоприемники. Почему «ретро»? Да потому что, во-первых, сам этот праздник — сознательная стилизация по мотивам тех форм времяпрепровождения, которые сейчас искореняются как будто бы свойственные «тоталитарному» укладу жизни. Но если проанализировать их внимательно, они гораздо в большей мере окажутся способными закалить психику и привить полезные навыки, чем многие укоренившиеся в нынешней «тусовке» формы коллективного быта молодежной субкультуры. А во-вторых, ритмы «ретро» при всей энергичности не действуют агрессивно, не содержат тех децибел и низких частот, которые насилуют психику и эмоциональный аппарат людей — и юных, и взрослых.

Вообще можно выбрать любое доступное вам сопровождение — от арфы до пилы (шумовой шуточный оркестр вообще подошел бы к этому случаю как нельзя более кстати), от электрогитары до ложек. Но единственная принципиальная рекомендация: не советуем использовать рок, хэви-метл и т.п. ритм, задаваемый музыкальным фоном в данном случае, не должен поглощать ритм согласованных действий праздника. Лихая «Рио-Рита», знойная «Кумпарсита», вальс «Амурские волны», патетический и лиричный марш «Прощание славянки», классические джазовые пьесы смешают все флюиды с флюидами праздничной суматохи, но останутся аккомпанементом, сопровождением ритуала. Рок, хэви, рэп и т.д. «подомнут» праздничное действо, захватят эфир, внесут в праздник дух агрессии. Не знаю, в какой мере этот последний уместен в жизненной практике вообще, но Дню Большого Кваса он уж точно абсолютно не ко двору.

Наконец, когда оговорены все принципы оформления и сопровождения, когда состоялось торжественное открытие, распорядитель должен огласить, из чего будет складываться ритуал праздничного действа. «Распределение работ» должно быть увязано со следующими вещами: намеченным «объектом» — детская ли это площадка, подъезд, тротуар перед домом. С конкретной проблемой этого избранного участка: может, в подъезде все стены исчирканы мелом, во дворе оставлено много мусора, бутылок и вообще завалы, в сквере не убрана прошлогодняя палая листва, все захламлено хворостом... И, наконец, с конкретным составом участников: будет ли это «командный зачет» или «личное первенство». Надо, чтобы выполнение намеченной задачи, с одной стороны, требовало усилий, но, с другой стороны, было соразмерно составу команды, физическим возможностям игроков. Важно, чтобы задания носили соревновательный характер.

Может, это будет полив посадок на газонах перед домом. Тогда наглядно можно установить, кто, что и сколько поливал (а потом еще проследить благие последствия этого полива — в процессе дальнейшего роста растений). Если вы предпочитаете, чтобы на празднике каждый показал себя сам с наиболее выигрышной стороны, то в конце праздника достаточно поощрить равно всех и провозгласить, что победила дружба и главное — атмосфера труда, веселья и общее наступление на хлам, разруху, неуют. Но замечено все же, что дети еще меньше, чем взрослые, не хотят мириться с уравниловкой. Они учатся — в широком смысле слова: они еще только набирают очки на шкале взрослых измерений и критериев, пробуют их «на зуб», примеряют на себя. Поэтому им маловато похвал вообще, они нуждаются в конкретных оценках.

День Большого Кваса. Или как организовать шикарный праздник.Поэтому не надо быть въедливым жюри, подобному пионерскому санпосту, но все же можно и нужно оценить проделанное. Пусть это сделают родители или приглашенные в качестве «наблюдателей» учителя, или независимая комиссия из приглашенных взрослых соседей. Поскольку это все-таки праздник, а не субботник, и уборка — это только часть программы, то не стоит принимать проделанную ребятами работу, как экзамен на профпригодность.

Но все-таки стоит соблюдать справедливость: лучшему участнику или лучшей команде присудить главный приз «Большая Швабра I степени»; немного от них отставшим достанется «Большая Швабра II степени», а следующим в этой когорте орлов благоустройства и асов чистоты вручат «Малую Швабру». Вот тогда будет и сохранена справедливая иерархия, поощрены все. Если вы хотите, чтобы у ваших детей остались ощутимые, материально выраженные знаки их победы и распределения мест, то не очень сложно скинуться на какие-нибудь соответствующие названию призов сувениры (думаю, понятно, что те же «Большие Швабры» могут быть из игрушечного отдела магазина). Но нет ничего плохого, если призы будут в символическом изображении: в виде бумажных разрисованных медалей, например. Такие медали можно и повесить на стену для памяти, и показать друзьям, и соседям как свидетельство пусть и условной, «игрушечной», но все же приятной щекочущей самолюбие и честно заработанной, победы.

Думаю, ни ребенку, ни веселому взрослому не составит труда сымпровизировать процедуру награждения. Наблюдательное, как всегда у детей, воображение обязательно подскажет подробности этой церемонии и поможет провести ее неформально, непринужденно, живо (то есть в прямой противоположности нашим «Никам» и «Овациям»).

Далее может последовать небольшая «интерлюдия», переводящая праздник в новый регистр. Это может быть либо небольшой антракт, в продолжение которого все разминаются, делятся впечатлениями и т.д. (а музыка играет!). Либо даже и небольшие танцульки — для переключения.

Но пусть опять удар в медный таз, звук трубы, вальс на пиле или музыкальная заставка возвестят о следующей части программы. Ведущий должен представить этот этап праздника, как посвящение в рыцари Большого Кваса. С первым этапом необъявленного посвящения, главными испытаниями все справились успешно. Все оказались достойны рыцарства. И теперь произойдет ритуал непосредственного посвящения. Он тоже будет заключать в себе определенное требующее усилий задание. Но это уже проверка внимания, аккуратности, умения работать не столько с энтузиазмом, сколько старательно.

За основу этого задания в данном случае мы взяли несложное, но и не дающееся с ходу занятие: несколько способов изготовления головных уборов из бумаги.

При подготовке праздника для своих детей советуем вам сначала самим ознакомиться с этими манипуляциями элементарного созидания. Участникам праздника можно предложить это «испытание» в разных вариантах. Во-первых, просто попросить каждого соискателя рыцарства (или каждую из команд коллективно) повторить процесс сборки пилотки, зюйдвестки и т.д. (взрослый или ведущий должны сами заранее научиться хорошо их делать).

Во-вторых, можно усложнить задачу: обставить сооружение головных уборов как конкурс на скорость, качество и т.д. Это хорошо сделать в том случае, когда на данную аудиторию «ляжет» дополнительный момент соревновательности, если он прибавит собравшимся азарта, задора. А можно и упростить процедуру: заранее обучить ребят сворачивать эти шапочки, а на празднике лишь проверить на скорость и качество усвоенный ими навык.

Так или иначе, но результатом второго этапа праздника станет то, что в процессе испытания появятся эти свернутые из бумаги «головные покрытия». Они-то и станут знаками рыцарского отличия, которые надлежит возложить на чело каждого из соискателей «квасного» достоинства. Это могут быть именно сделанные ребятами на празднике, в ходе конкурса шапки. А можно «зачесть» этот конкурс, а на ребят-участников (и гостей) надеть заготовленные заранее. Причем, принцип оформления тоже зависит лишь от ваших установок: можно складывать шляпы из газеты — и в таком виде это будет не менее праздничный атрибут, чем если в ход пойдет цветная бумага со звездами и другими узорами.

Процедуру «возложения» рыцарских шапок тоже нет нужды расписывать по репликам. Каждый может при соответствующем настрое сымпровизировать эту патетическую сцену: надвинуть на голову преклонившего одно колено Вани Молодые Саженцы сооруженную им зюйдвестку и провозгласить торжественным голосом: «Отныне посвящаю тебя в рыцари Большого Кваса» и т.д.

Не обязательно точно следовать именно этому конкурсу — можно заменить его каким-нибудь другим испытанием. Но мы бы посоветовали все-таки соблюсти одно требование: пусть оно будет на грани, на стыке игры и изготовления полезной поделки.

Вы можете дать детям задание сплести ремешок, изготовить прочный фунтик из той же бумаги, завязать узлы — эти «маленькие хитрости» приятно уметь и знать ребенку, который сейчас в основном пользуется готовыми блоками цивилизации и не знает самоделок (кроме, разве что, «Лего»).

И наконец, заключительной частью праздника должно стать угощение. Быть посвященным в рыцари Большого Кваса — значит, иметь самый подходящий повод его отведать. Дополнением к этому «ритуальному» на сегодня напитку мы предлагаем бублики, но ваша фантазия и возможности могут его дополнить еще чем-нибудь — овощами, луком, караваем, калачом, зеленью... Пирогами. Шанежками. Бараний бок с кашей, пожалуй, будет уже излишеством, а фуршет с этим приятным да еще и исконно своим напитком способен симпатично разнообразить набор сложившихся вкусовых и гастрономических стереотипов. Квас удобен еще и тем, что его легко «сервировать», например, наливать из бидона в пластмассовые стаканчики.

А если праздник проходит в деревне, на небольшой улице, так здесь и вовсе нет проблем. Если в Дне Большого Кваса участвуют соседи, то можно и столы накрыть на улице. Если в ваших краях квас продается по-прежнему, в цистернах, а также если вам не составит труда сделать его самим (из концентрата, например), то хорошо, если его будут наливать гостям из больших, внушительных емкостей — бидонов, банок, хоть из бочонка! — всем желающим, выполняющим основное задание праздника, участникам конкурса, гостям...

Пусть его «разливанное море» в продолжение всех этапов программы будет «лейтмотивом» Дня Большого Кваса. Можно также дать участникам предварительное домашнее задание, довольно сложное: придумать частушки про квас. Если это кажется слишком сложным, то не рассматривать это задание в обязательной программе, а как факультатив. Но наверняка найдутся таланты и в этой области. В ходе заключительных конкурсов они также могут быть оценены и отмечены.

Мы предложили читателям не догматичный, не требующий копирования проект праздника для детей и подростков. Используя описанное выше как канву, основу, вы, наверняка, сможете составить программу, особенно хорошо ложащуюся на ваши конкретные условия. Одно можем сказать точно: вам не придется пожалеть о времени, энергии, затраченных на его подготовку и проведение. Чем более слаженно, дружно, организованно он пройдет, тем больше понравится и запомнится детям. Потому что он не похож ни на один известный им праздник, этот День Большого Кваса...

Судите сами, так ли уж плох пресловутый «квасной патриотизм». На Дне Большого Кваса вам представляется счастливая возможность его проявить. Ведь коль вы готовы взяться за проведение такого праздника, вы патриот своего дома, двора, улицы, школы, и лучшей наградой для вас станет квас!
А для тех, кто готов отнестись к «квасному» угощению серьезно, мы предлагаем необычные его рецепты.

* * * * * * * * * * * * * * *

Искусством приготовления кваса хорошо владели наши предки более тысячи лет тому назад. Квас делали сладкий, кислый, мятный, изюмный, белый, окрошечный, душистый, суточный, густой, квас-щи и др.

Хлебный квас из концентрата. Концентрат кваса и дрожжи разводят кипяченой теплой водой. Оставляют на 20—30 минут, соединяют с разведенным концентратом, добавляют сахар и оставляют на 5—6 часов для брожения при температуре 20°С, затем процеживают

Концентрат хлебного кваса — 90 г, вода — 910 г, дрожжи — 3 г, сахар — 11 г.

Квас сухарный. Ржаные сухари поджаривают (но не прожаривают) и измельчают. Затем засыпают их тонкой струей при непрерывном помешивании в воду, предварительно вскипяченную и охлажденную до 80° С. На 1 кг сухарей берут 7 литров воды. Засыпанные в воду сухари оставляют на 1—1,5 часа для настаивания в теплом месте, периодически их перемешивая. Полученное сусло сливают, а сухари снова заливают 5 литрами воды и вторично настаивают столько же времени. Затем это сусло сливают, соединяя его с ранее полученным суслом, добавляют сахар, мяту, дрожжи, разведенные небольшим количеством сусла, и ставят для брожения на 8—12 часов. Температура сусла при введении дрожжей должна быть 23—25°С и поддерживаться такой же в течение всего процесса брожения. После брожения квас процеживают и охлаждают.

При недостаточной интенсивности цвета кваса в него можно ввести часть сахара, положенного по рецептуре в карамелизованном виде — жженку. Квас можно готовить и без мяты.

Сухари ржаные — 1 кг, сахар — 300 г, дрожжи — 25 г, мята — 15 г, вода — 12 литров.
Квас «Петровский». В небольшое количество кваса добавляют мед, размешивают до полного растворения, соединяют с оставшимся квасом, кладут нарезанный тонкими ломтиками хрен, плотно закрывают и оставляют в холодном помещении на 2—4 часа, затем процеживают. Подают с кусочками пищевого льда.

Квас хлебный — 985 г, мед — 25 г, хрен — 39 г.

Квас вечный, белый. Приготовить закваску из ржаной муки, смешав ее с теплой водой в соотношении 1:1 и положив немного дрожжей, а затем, выдержав в течение суток в теплом месте. Для кваса взять 1 кг ржаной муки, 100 г ржаных пророщенных зерен (солод), 100 г гречневой муки, смешать, влить 0,6 л воды — на этот раз кипящей. Через 30 мин. снова влить 1,2 литра кипятка и так повторить 3—4 раза, пока в общей сложности не будет добавлено около 2,5 литра кипятка. Тогда все размешать, слегка остудить, положить приготовленную закваску (около 0,3 литра), накрыть и поставить в теплое место. На другой день развести квас холодной кипяченой водой так, чтобы общий объем жидкости составил около 12 литров. Размешать, вынести в холодное место, дать настояться, после чего можно употреблять не только как напиток, но и для заправки борщей, рассольников, окрошек, при жарении мяса и др. Всякий раз, когда квас кончается, часть оставшейся гущи используют как закваску для новой порции кваса.

Квас «Нектар». 7 литров воды вскипятить с 3,2 стакана сахарного песка, остудить, влить 0,6 литра светлого пива, прибавить 50 г дрожжей, разведенных в небольшом количестве теплой воды, сок из 1 лимона и стертую с него цедру. Перемешать, разлить по бутылкам с положенными в них заранее изюминками, тщательно закупорить и поставить на 10—12 часов в теплое место — пока не начнет собираться наверху пена. Тогда квас ставят на холод или просто в прохладное место. Через сутки он будет готов — очень вкусный, но, увы, скоропортящийся, заготавливать его больше чем на несколько дней нельзя.

Квас «Кислые щи». В небольшую кадку положить по 400 г пшеничного или ячменного солода, пшеничной и гречневой муки, перемешать, залить крутым кипятком, замесить густое тесто, накрыть и оставить в теплом месте на 5 часов. Затем в несколько приемов долить кипяток — в общей сложности около 6 литров, чтобы по густоте напоминал квас. Вынести на холод, дать отстояться. Зачерпнуть сверху немного светлой, отстоявшейся, но еще теплой жидкости (сусла), развести ею 10—15 г дрожжей, добавить несколько ложек квасной гущи (см. «Квас вечный, белый»). Когда жидкость в кадке остынет, вылить туда дрожжевую закваску. Кадку поставить в теплое место. После того, как сусло забродит, разлить квас в бутылки из-под шампанского, надежно закупорить и хранить в холодном месте. Из указанной пропорции выйдет около 7 бутылок щей.

Хлебный квас. На 5 литров напитка: экстракт хлебного кваса (сухой) — 500 г, сахарный песок — 200 г, дрожжи — 50 г, изюм — 50 г, вода — 6 литров.
Экстракт хлебного кваса заливают 5 литрами горячей кипяченой воды, закрывают посуду крышкой и настаивают 2—3 часа. Затем процеживают, вводят разведенные в 1 литре теплой кипяченой воды дрожжи и сахар, добавляют изюм и ставят для брожения.

Квас фруктово-ягодный. На 5 литров кипятка: фруктовый или ягодный сок — 2 000 г, сахарный песок — 300 г, дрожжи — 50 г, вода — 3 литра. В воду кладут сахар, доводят до кипения, вливают сок, охлаждают до комнатной температуры, затем вводят дрожжи и ставят для брожения.

Квас медовый. На 5 литров напитка: мед — 800 г, дрожжи — 25 г, лимон — 200 г, вода — 5 литров. Мед заливают кипятком и размешивают. Когда жидкость остынет до комнатной температуры, вводят дрожжи, разведенные теплой кипяченой водой, мелко нарезанные лимоны и ставят для брожения.

Квас русский. Ржаной хлеб кусочками 1— 1,5 см подсушить в духовке до темно-золотистого цвета, охлажденные сухари сложить в кастрюлю, залить крутым кипятком, накрыть марлей или салфеткой, а также крышкой и настаивать сутки. Потом процедить через сито, марлю. Обмытый изюм, сахар, мяту залить небольшим количеством хлебного настоя, вскипятить и вылить в процеженный настой. Когда он несколько охладится (до 35—37°С), влить в него разведенные дрожжи, кастрюлю закрыть салфеткой и крышкой. При появлении белой пены процедить через салфетку, разлить в бутылки, плотно закрыть пробками со шпагатом. Бутылки на 12—18 часов положить на лед или в холодную воду. Готовый квас можно подсластить сахаром. На 1 кг ржаных сухарей (10 литров кваса): 200 г сахара, 10—25 г изюма, 2—3 г мяты, 5 г дрожжей, 10—12 литров воды.

Квас из рябины. I кг вымытых плодов рябины бланшируют в кипящей воде в течение 3—5 минут, после чего их разминают пестиком, заливают 4 литрами воды, нагревают до кипения и варят 10—12 минут. Отвар сливают, процеживают, к нему добавляют 0,5 кг сахара, а после охлаждения'10 г дрожжей, разведенных в полстакане рябинового отвара. Разливают в стеклянные бутылки, плотно укупоривают и ставят в прохладное место на 3—4 суток.

Квас из черемухи. 0,5 кг сушеных плодов черемухи заливают 4 литрами воды, нагревают до кипения, варят 20 минут, после чего охлаждают (на воздухе), добавляют 300—400 г сахара и ставят на 12 часов, после чего доливают 2 литра теплой воды, прибавляют еще 200 г сахара и 10 г дрожжей и оставляют бродить 12 часов, процеживают и переливают в трехлитровые банки. Через 2—3 дня квас готов.

Квас яблочный. На 5 литров напитка: яблоки — 1 кг, сахарный песок — 500 г, дрожжи — 50 г, кислота лимонная — 3 г, вода — 5 литров. Яблоки после отделения сердцевины (семенной камеры) нарезают, заливают водой и доводят до кипения. После настаивания (2—3 часа) процеживают, добавляют разведенные в теплой кипяченой воде дрожжи, лимонную кислоту и сахар и ставят для брожения.

Квас лимонный (апельсиновый). На 5 литров напитка: лимоны — 4 шт. (или апельсины), вода — 5 литров, сахарный песок — 500 г, дрожжи — 25 г, изюм — 150 г. Промытые и нарезанные вместе с цедрой ломтики лимона заливают водой, доводят до кипения и охлаждают до 25—30°С. Добавляют дрожжи, разведенные теплой кипяченой водой, сахар, изюм и ставят для брожения. Квас подкрашивают жженкой из сахара.

Квас из ревеня. На 5 литров напитка: ревень — 800 г, вода — 5 литров, сахарный песок — 500 г, дрожжи — 25 г. Промытый ревень мелко нарезают, заливают водой и доводят до кипения. После настаивания (2—3 часа) процеживают. В настой добавляют разведенные теплой водой дрожжи и сахар, ставят для брожения.

Квас молочный. На 5 литров напитка: молоко — 5 литров, сахарный песок — 200 г, дрожжи — 50 г.

В молоко кладут сахар, размешивают и доводят до кипения. Когда раствор остынет до комнатной температуры, в него вводят разведенные в теплом молоке дрожжи. Посуду накрывают крышкой и ставят для брожения.

Русский напиток. На 5 литров напитка: русский квас — 5 литров, сахарный песок — 125 г, мед — 100 г, дрожжи — 25 г, хрен (корень) — 75 г. Очищенный и промытый хрен нарезают тонкими ломтиками, в готовый русский квас кладут сахар, хрен, мед и дрожжи, размешивают и ставят для брожения.

Квас «Боярский». На 4 литра напитка: концентрат квасного сусла — 10 столовых ложек, сахарный песок — 200 г, дрожжи — 25 г, вода — 4 литра, бадьян — 2 чайные ложки, сироп мятный — 100 г. Готовят все так же, как хлебный квас. Перед тем, как ввести в квас дрожжи, в него добавляют бадьян и мятный сироп.

Квас из березового сока. В сок при температуре 35°С добавляют дрожжей 10—15 г на 1 литр, закупоривают и ставят в холодильник на 3—4 дня. Этот квас хранится до 4 месяцев.

Рекомендуем посмотреть
  • Меняем прокладку смесителя Практически любой знает, что протекающий кран дает утечку воды в месяц около трёхсот литров. Большинство из нас установили счетчик для экономии воды и будут не против сэкономить еще и на вызове
  • Готовим домашнюю пиццу Наверное, пицца на сегодняшний день одно из самых популярных блюд в мире. Она подходит как для праздничных случаев, так и для простого перекуса. Можете заказать пиццу на дом круглосуточно, а лучше
  • Валентинка «Яблочная» Для детишек День Святого Валентина — тоже праздник. И готовятся они не менее усердно, чем влюбленные взрослые! Предлагаем в этот раз порадовать мам, пап, друзей и подружек не бумажными, а... солеными
  • Сердечный подарок Этот мастер-класс похож больше на подготовку ко дню влюблённых или 8-Марта.. Ведь праздники приходят и уходят, а любовь остается и сияет всеми цветами радуги. Сегодня перед нами вся палитра —
  • Пруд с чистой водой В нашем садовом пруду емкостью 7000 литров, несмотря на УФ-излучение, очистку от грязи и использование химикатов, вода постоянно оставалась мутной, поэтому нам пришлось оборудовать «бочоночный