Огненное искусство

С этой удивительной женщиной я познакомилась на минской выставке «Вдохновение-2010», организованной сообществом деловых и творческих женщин. Среди многочисленных работ рукодельниц больше всего меня, помню, впечатлили пейзажи, выполненные в технике пирография. И уверена, что после сегодняшнего знакомства с работами этой мастрицы, многие из вас тоже захотят освоить пирографию, чтобы создавать уникальные работы, соединив, казалось бы, две несовместимые вещи — ОГОНЬ и ТКАНЬ. Воспользуйтесь моментом и прислушайтесь к советам опытной «огненной» художницы.

Огненное  искусствоНа заметку Пирография (буквально:«горячее рисование»). Пирография — это техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть ее заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала: древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани(!) — при помощи раскаленной иглы наносится рисунок.

Немного освоив новый для себя вид творчества, художница создала одну из первых своих работ «нарисованных огнем» — «Ночь перед Рождеством» (фото 1).

Огненное  искусствоСегодня в коллекции мастерицы уже несколько десятков работ. Это в основном пейзажи (фото 2), есть даже целый цикл «Времена года». Умиляют своим очарованием работы с романтическими сюжетами («Свидание» — фото 3) и яркие цветочные панно (фото 4).

Огненное  искусство Как обычно рождаются сюжеты для новых работ?
—Достаточно увидеть красивую открытку или картинку, которую мне хочется «изобразить». Подбираю подходящие по цвету ткани и сразу же принимаюсь за дело. Но! Никогда не копирую чужой сюжет в точности, обязательно привношу что-то свое. Пирография — творчество, конечно, очень кропотливое, ведь чаще всего нужно вначале заготовить множество мелких деталей, а уж потом из них составлять сюжет, зато насколько захватывающее! Могу сидеть по несколько часов кряду, не замечая усталости.

Всякая ли ткань подходит для пирографии?

— Нет, только синтетическая, способная плавиться и привариваться. Лучше всего брать атлас (на нем легче рисовать), но я использую и другие, например, подкладочную ткань. Новичкам рекомендую начинать с совсем дешевых тканей: их не жалко, даже если испортишь, ведь однозначно сразу создать шедевр не получится.

Огненное  искусство А как вам удается так здорово «играть» с цветом?
— Чтобы создать нужный оттенок, накладываю друг на друга несколько слоев ткани разного цвета. К примеру, речка на картине «Дожинки» получилась наложением голубой, серой и синей материи. Чтобы изобразить переливы пшеницы, пришлось совместить где два, а где и три слоя ткани...

А в чем принципиальное отличие пирографии от гильоширования?

— При определенном сходстве этих двух видов творчества (в обоих случаях это работа с огнем и тканью) есть и отличия. Пирография — это все же рисование огнем, благодаря чему можно создавать вот такие пейзажи, а гильоширование—выжигание по ткани, которое используется больше для создания салфеток, штор, скатертей, а также деталей гардероба (воротнички, шарфики ит.д.).

А теперь расскажите о самом главном. Что и как надо делать?
— Для пирографии можно использовать обычный прибор для выжигания по дереву (у меня «Гномик»), только со специальной нихромовой тонкой иглой (фото 5,6). Нужен также столик со стеклянной крышкой и подсветкой, чтобы рисунок на бумаге четко просматривался сквозь ткань (фото 7). Такой столик легко сделать самому из толстой фанеры, куска стекла (25x40 см) и лампы дневного света.

Огненное  искусство Однако я обычно рисую просто по ткани, не подкладывая под нее изображение: левой рукой придерживаю материал, а правой вожу раскаленной иглой (фото 8).

Заготовив все необходимые детали, привариваю их к фону: раскаленной иглой вожу косыми или прямыми насечками по контуру элементов. А вообще всем желающим освоить пирографию пожелаю только одного — упорства и терпения.

По этому поводу у Марины Цветаевой есть замечательное четверостишие: «Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит криво. Твои нелепые мотивы никто не сможет повторить!..»

Предупреждение! — Пирография основана на способности синтетики плавиться, и при работе появляется специфический запах. Поэтому категорически нельзя заниматься этим видом творчества детям, а также людям с легочными заболеваниями и аллергикам.

Елена Некрашевич.
По материалам газеты "Толока. Делаем сами"

Рекомендуем посмотреть
  • Воротнички просто жгут! Сразу отмечу, делать их проще, чем описанные ранее салфетки. Воротнички однотонные, поэтому выжигать их легче. хотя и выполнены из ткани в два слоя.
  • «Жгучие» узоры Мечтаете наполнить свой дом необычайно красивыми вещами? Предлагаем вам освоить технику выжигания по ткани. Такие работы весьма напоминают художественную вышивку на машинке, или, как в народе
  • Романтика батика Искусство батика зародилось на острове Ява в Индонезии, где одежда, расписанная вручную, необычайно популярна и по сей день.
  • От кулонов до босоножек Наверняка в каждом доме найдутся старые ненужные кожаные перчатки, сапоги (голенища которых еще можно использовать), а если повезет, и целые куртки или плащи! Натуральная кожа — это универсальный,
  • Батик: распишите свой гардероб Изделие в технике батик отлично подойдет и к повседневной одежде, и к вечернему наряду. К тому же, такая вещь станет изысканным подарком для ваших близких — разве кто-то сможет отказаться от