Рисует дерево

Удивителен мир дерева, неподражаемы палитра цвета и разнообразие текстуры, богатство декоративных качеств, присущих его различным породам. Их сочетание позволяет создавать неповторимые картины благодаря фантазии и мастерству художника.

Рисует деревоЭффектная техника деревянной мозаики, о которой пойдет речь в этой статье, вызывает восхищение. На первый взгляд эта техника — трудна, а на самом деле — доступна многим. Она позволяет, не используя сложных приемов и глубоких знаний технологий резьбы по дереву, а также специальных инструментов, делать привлекательные тематические композиции. Нужны лишь трудолюбие, терпение и чутье художника для выбора необходимых пород древесины с соответствующими замыслу цветом и рисунком текстуры.

Мозаика в общепринятом ее понимании — это орнаментальные и сюжетные изображения из отдельных, плотно пригнанных друг к другу кусочков однородных или различных материалов (дерево, керамика, камень, перламутр, металлы, кость, стекло). Мозаика по дереву включает в себя такие технологии работы с древесиной, как блочная мозаика, интарсия, инкрустация и маркетри.

При работе в технике блочной мозаики по заданному рисунку из древесины различных или однородных пород склеивают блоки, которые затем нарезают поперек на тонкие пластины с одинаковым рисунком. Наборные блоки могут иметь самое разнообразное сечение.

Врезание в деревянную основу различных материалов (металл, перламутр, кость и т.д.) называют инкрустацией по дереву. Можно инкрустировать деревом по дереву. В этом случае пластинки-вставки разных пород древесины должны отличаться друг от друга цветом и текстурой. Такую инкрустацию называют интарсией.

От французского слова marquer (расчерчивать, размечать) произошел термин маркетри — мозаика по дереву, когда из шпона разных пород набирают мозаичный рисунок. В шпон, служащий фоном, врезают элементы мозаики и закрепляют их бумагой, смазанной клеем. Затем мозаичный набор вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

В перечисленных технологиях мозаики из дерева узоры имеют плоскую поверхность заподлицо с украшаемой поверхностью предмета. Изделия же на фотографиях выполнены с рельефной проработкой элементов как бы в эгерской (впервые примененной мастерами немецкого г. Эгер) технике набора, в которой рисунок или часть его приобретает рельефность.

Подготовка древесины


Прежде чем приступать к такой работе, надо иметь значительный запас древесины различных пород. Потребуются и шпон, и доски различной толщины и ширины, и фанера, и кап. Нельзя для этого спиливать здоровые деревья. Лучше побродить по лесу и найти поваленные или засохшие. Для работы подойдет любая древесина, даже с различными пороками, но обработанная антисептиками.

Окраска древесины

Расширить цветовую палитру и получить необходимые цвета для работы можно, применив крашение древесины. Обычно древесину (в технологии интарсии) красят в заготовках. Но в нашем случае, прежде чем окрасить выпиленный из заготовки элемент, следует придать ему сначала необходимую конфигурацию, а затем уже красить. Чтобы правильно применить выбранный цвет при крашении, его сначала опробуют на образце древесины, отрезанном от куска выбранного для вставки.

Для окраски древесины применяют как естественные, так и синтетические —протравные и гуминовые красители. Различные породы древесины принимают краску неодинаково. Хвойные породы из-за наличия смолы плохо поддаются однородной и глубокой окраске. Древесина мягких пород окрашивается хуже, чем древесина твердых.
Наличие в древесине дубильных веществ — также немаловажный фактор при окраске. Для насыщения древесины раствором дубильного вещества ее обрабатывают танином. Это следует делать в эмалированной посуде.

В качестве таниносодержащего вещества используют дубовые галлы («чернильные орешки» на листьях). Приготовленную для крашения древесину и толченые галлы в соотношении 3:1 (по массе) запивают водой и кипятят 10-15 минут. Затем древесину просушивают и наносят на нее протраву. Чтобы окраска была устойчивой, в раствор добавляют 2%-ные алюмокалиевые квасцы. Такими растворами лучше окрашивается древесина мягких светлых пород.
Для прямого крашения древесины также используют красители для хлопчатобумажных и шерстяных тканей, морилки различных оттенков. В книгах по обработке и отделке древесины можно найти много рецептов по крашению ее. Губкой или кистью наносят красящий раствор на древесину в несколько приемов до получения нужного цвета. Затем древесину высушивают и шлифуют шкуркой с мелким зерном для снятия поднявшегося ворса.

При применении техники мозаичного набора цвет древесины не является основным декоративным средством — эту роль выполняет текстура — узор на древесине. Направление волокон, их изгибы, пятна, черточки, точки — вот что, в основном, используют в сложном сюжетном наборе.

Выбор рисунка

Рисует деревоОт выбора рисунка во многом зависит будущий успех работы. При этом должно учитываться мастерство исполнителя и разнообразие имеющихся пород древесины.
Лучше начинать работу с создания простых сюжетных композиций, используя 4...5 пород древесины, постепенно увеличивая их количество и усложняя рисунок картины.
Рисунок можно сделать самому или взять готовый. Подойдут крупные рисунки, взятые из альбомов-раскрасок или мозаичных наборов, в которых изображения уже разбиты на фрагменты и цвета.

Рисует деревоВначале выполняют подготовительный рисунок на плотной бумаге с разбивкой его на фрагменты, тщательно продумывая расположение волокон деталей мозаики. При этом учитывают свойство древесины по разному отражать свет в зависимости от направления волокон, особенно на закругленных элементах набора. На подготовительном рисунке направление волокон показывают штриховкой или стрелками. Затем рисунок переводят на кальку, прорисовывая с обратной стороны. Детали рисунка нумеруют.

Изготовление рамы

По выбранному размеру рисунка изготавливают раму для будущей картины. Древесина, идущая на обвязку (багет), должна соответствовать по текстуре и цвету общему замыслу сюжета. Основание (подложку) картины делают из твердого картона или фанеры.

Рисует деревоНабор мозаики

Набор сюжета картины, как правило, начинают с набора фона. Например, на картине «Веселая кошачья семейка» верхняя часть фона набрана из дощечек с вертикальным направлением волокон, а нижняя — с горизонтальным направлением сделана из сплошной широкой доски.

Рисует деревоЧтобы место соединения доски и дощечек было незаметным, их накладывают так, чтобы вертикальная часть находила на горизонтальную или наоборот. Затем пропиливают сразу обе части. Если же фон имеет сложный сюжет, как на фрагменте «Черепаха», то используют способ набора в бумагу. Делают это так. На лист плотной бумаги или картона наносят рисунок и, вырезая гнезда в листе, постепенно заполняют их элементами из древесины и подклеивают с тыльной стороны полосками бумаги.

На набранный тем или иным способом фон переводят рисунок с приготовленной рабочей кальки. И постепенно, элемент за элементом, заменяют вырезанные участки фона деталями-вставками. Чтобы линия реза от пилки лобзика была незаметнее, рез ведут по внутренней стороне линий рисунка, а вставку вырезают по внешней стороне его линий. Таким образом получают припуск для последующей чистовой обработки.
Элемент к элементу подбирают тщательно, не торопясь. Если деталь нельзя получить из одного куска древесины, ее набирают по частям так, чтобы линии их склеивания совпадали с направлением волокон древесины.

Закончив полный подбор элементов (набор картины) и убедившись, что все элементы тщательно и без зазоров подогнаны к друг другу, начинают их рельефную обработку. Если нет шлифовальной машинки, то края элементов обрабатывают рашпилем, напильником, а потом зачищают мелкозернистой шлифовальной бумагой. Радиусы закруглений выбирают, исходя из сюжета рисунка и величины возвышения элемента над фоном.
Если необходимо, проводят дополнительную окраску элементов, стараясь подобрать желательное цветовое сочетание элементов при контрастном рисунке текстуры.

Окончательная отделка картины

Все элементы картины последовательно, один за другим приклеивают на основу. Затем проводят окончательную отделку картины. Она заключается в покрытии древесины лаком или восковой мастикой.

Рисует деревоПри использовании восковой мастики следует наносить очень тонкий слой ее, так как на границе элементов она может накапливаться, не впитываясь в древесину. В результате изделие будет иметь неряшливый вид. Равномерно распределив мастику щетинной щеткой по всей поверхности изделия и дав ей просохнуть, снова растирают изделие щеткой или суконкой до тех пор, пока на поверхности не проявится мягкий блеск. Чтобы защитить от пыли и лучше выявить цвет и рисунок текстуры деталей, картину покрывают тонким слоем лака.

Мягкой кистью-флейцом или тампоном лак наносят на поверхность в одном направлении. Стараются при этом перекрывать край предыдущего покрытия следующим. Дают лаку полностью высохнуть, шлифуют мелкозернистой шлифовальной бумагой, удаляют пыль. Последующие слои наносят также, но при этом каждый раз используют более жидкий лак.

Возможно, что некоторым сюжетам лучше подойдет не блестящая, а матовая поверхность. Тогда следует применить матирующие лаки.

Для закрепления полученных знаний попробуйте выполнить картинку с симпатичным совенком, выглядывающим из дупла экзотического дерева. Подготовьте кальку для рабочего рисунка, картон -для основы картинки, клей, древесину соответствующих цветов и текстуры — и за работу.


По материалам журнала "Делаем сами"

Рекомендуем посмотреть
  • Отделка древесины Для отделки используют две группы материалов: отделочные — для подготовки поверхности (обессмоливающие, отбеливающие, шлифовальные, а также грунтовки, порозаполнители, шпатлевки и замазки) и
  • Основы рельефной резьбы Для успешной резьбы по дереву важно соблюдать три основных правила: произвести точную разметку, иметь подходящую древесину, а также острые инструменты. Если вы не учтете хотя бы одно из них, вряд ли
  • Искусство мозаики по дереву Изготовление предметов быта с мозаичной отделкой древесины требует большого терпения и внимания. Начинать надо с простых вещей и несложных рисунков и сюжетов. Например, можно изготовить шахматную
  • Из шпунтованой доски Мы продолжим разговор о предметах мебели, весьма характерных для ряда европейских стран в прошлом столетии, но которые, сделанные своими руками, вполне актуальны и сегодня. Например — универсальная
  • Всечка металла в дерево Всечка металла в дерево — старинная технология, в соответствии с которой металлические полоски, стерженьки и различные геометрические фигуры вбивают в деревянную основу.