Плетение из стеблей и листьев болотных растений

Плетение из стеблей и листьев болотных растений

Заготовка болотных растений (камыша, рогоза, ситника и др.) производится или в начале лета, когда они бывают наиболее нежными, мягкими, эластичными, или в конце его (август — начало сентября), когда стебли и листья достигают максимальных размеров. Ввиду хрупкости растений, особенно осеннего сбора, их собирают небольшими пучками, обращая внимание на срезы — они должны быть ровными и чистыми.

Непосредственно перед сушкой стебли растений (камыш, ситник и др.) освобождают от прикорневых листьев, рогоз подвергают так называемому лущению — разделению на составные части: сердцевину, стебель и прилегающие к нему листья. Листья и сердцевину сортируют по длине, толщине и качеству. Самые толстые стебли рогоза расщепляют на ленты. Вылущенный и отсортированный материал после просушки связывают в снопы и укладывают в защищенное место на хранение.

Плетение из стеблей и листьев болотных растений Изменение цвета материала

В декоративном плетении наряду с болотными травами естественной окраски широко используется предварительно отбеленное или окрашенное сырье. При отбеливании рогоза используют 10%-ный раствор перекиси водорода с добавлением 2%-ного силиката натрия (жидкое стекло). В предварительно нагретый (до 60° С) отбеливающий раствор погружают рогоз и подвергают кипячению в течение 2-х часов. Отбеленную траву промывают горячей проточной водой в течение 10 минут. Отработанный раствор можно использовать трижды. Помимо приобретения ровной светлой окраски, рогоз становится эластичным, что позволяет использовать его при плетении без дополнительного замачивания.

Отбеливают рогоз также с помощью хлорной извести (100 г вещества на 900 г воды), раствор тщательно перемешивают в течение 2—3 минут и переливают в эмалированную посуду. Растения погружают в раствор, подогретый до температуры 30— 40° С, и около шести часов выдерживают под плотно закрытой крышкой. Затем сырье промывают проточной горячей водой в течение 10 минут.

Для других болотных трав в качестве отбеливающего средства хорошо подходят 3%-ный раствор перекиси водорода; 30%-ный раствор пергидроля, который растворяют в воде до соотношения пропорций Г10 (на одну весовую часть пергидроля — 10 весовых частей воды). Все эти растворы также приготавливаются в эмалированной посуде, где погруженное сырье кипятят на слабом огне не менее часа, после чего промывают в проточной теплой воде.

В крашении болотных трав чаще всего используют синтетические красители. Это так называемые основные красители: желтый К, родамин Ж, родамин С, фиолетовый К, основной синий К, метил'еновый голубой Ц, бирюзовый, ярко-зеленый, коричневый 2К. Эти растворы готовят из расчета 5 г красителя на 1 л воды. В готовый раствор добавляют 2 г уксусной кислоты и 1 г поваренной соли, нагревают до кипячения и погружают в него неотбеленный материал. Кипячение длится 20 минут, после чего следует промывка и окончательная сушка.

Основные красители с успехом заменят текстильные или цветные чернила «Радуга». Перед окрашиванием травы кипятят в легком мыльном растворе в течение получаса. Размешав в поллитровой банке с небольшим количеством теплой воды пакетик с красителем (анилиновый для ткани), доливают ее водой почти полностью. Полученный насыщенный раствор красителя выливают в большую эмалированную посуду, заполненную водой, и погружают подготовленные растения. Кипятят раствор с сырьем около 15 минут, после чего тщательно промывают теплой проточной водой. Для закрепления красителя в приготовленный раствор перед кипячением добавляют две столовые ложки поваренной соли и пять — уксуса.

Подготовка растений к плетению

Непосредственно перед плетением травы погружают в воду комнатной температуры и выдерживают 10—15 минут. Можно просто выставить пучок растений под дождь и продержать там около часа. Эта процедура вернет высохшим стеблям и листьям былую гибкость, эластичность. Вымокшие растения заворачивают в увлажненную плотную ткань на 2—3 часа. Однако следует избегать излишнего вымачивания сырья, так каквпоследствии изготовленное изделие после высыхания дает значительную усадку.

Подготовленные к работе части растения берут непосредственно для плетения не более 2—3 штук, чтобы они не успевали высохнуть. Для удаления из полых стеблей излишков влаги и воздуха их вытирают мокрой тряпкой, сплющивая при этом заготовку. Стебель можно просто прижать увлажненной тряпкой к краю стола и протянуть с некоторым усилием в одну из сторон.

Основные виды плетения

Плетение из стеблей и листьев болотных трав существенно отличается от плетения другими природными материалами. Вызвано это в первую очередь их строением и свойствами. Они достаточно прочны на разрыв, эластичны, стебли некоторых трав внутри мягки и пористы. Все это дает возможность широко использовать болотные травы для изготовления различных половичков, ковриков, циновок, корзин, сумок, красивых панно, неподражаемых игрушек и даже обуви.

Простое плетение. В этом широко распространенном приеме плетения одиночные листья, стебли или сердцевины вплетают через одну стойку-основу (рис. 8,а) — поперечную полоску схожего природного материала в виде непрерывной ленты. Рядки по пологой спирали наслаиваются друг на друга, образуя нарастающую слева направо и снизу вверх полосу. Такие полосы, будучи сомкнутыми, или в виде развернутого «полотна» используют в выплетании боковых сторон у объемных изделий, а также в изготовлении ширм, ковриков и т.д.

Шахматное (в «клеточку») плетение. Это один из самых распространенных и простых видов плетения, при котором стебли или листья болотных трав под прямым углом переплетаются друг с другом (рис 8,6). Используется прием для выпле-тания округлых донышек для подносов, корзин, подставок, в изготовлении ковриков, плоскостных украшений.

Шахматки обычно плетутся в два цвета: темный и светлый. В зависимости от избранной величины квадрата, плетение ведут через одну, две или три стойки-основы. «Уточина» всегда оплетает одинаковое число с внешней и внутренней стороны. Количество стоек подбирают такое, чтобы при плетении полотна число квадратиков как по всей полосе, так и по периметру, получилось четным.

Само плетение осуществляют по принципу работы ткацкого станка: поочередно опускаются и поднимаются основные детали после того, как в них будет заправлена уточная деталь.

Шашечное плетение. Данное плетение является разновидностью «шахматки». Клетки соседних рядов сдвинуты относительно друг друга вправо или влево только на одну стойку-основу. Получающийся при этом рисунок не имеет четко выраженной диагонали.

Паркетное плетение. «Паркетик» можно сравнить с саржевым (диагональным) переплетением, применяемым в ткачестве. Уточины вплетаются через две стойки. Каждая последующая — сдвигается на одну стойку вправо (рис. 8,в). Используется при выплетании донышек, боковых сторон объемных изделий, панно и т.д.

Узорчатое плетение. Основано на сочетании приемов плоского, шахматного, паркетного переплетения. В результате получаются оригинальные двух-трехцвет-ные или однотонные плоскостные композиции с нехитрыми рисунками, узорами.

«Веревочка». Чтобы придать стенкам плетеного изделия необходимую прочность, жесткость, отдельные места корзиночки, сумки оплетают «веревочкой». С этой же целью прием часто используется в простом, шахматном, диагональном плетении. Ленты «веревочки» в ходе плетения туго перекручиваются и перетягиваются друг другом одновременно, зажимая стойки-основы, обеспечивая тем самым надежное соединение всех деталей. «Веревочка» является основным формообразующим и конструктивным элементом объемного плетения. Плетут ее из одного, двух, трех, четырех или даже пяти листьев, стеблей растения. В простейшем случае стойку-основу, слегка перекручивая стебли, захватывают с двух сторон, затем концы снова перевивают, захватывают следующую стойку, перевивка, опять захват, и т.д. (рис. 8,г).

Ажурное плетение. Отличительной особенностью данного плетения является наличие сквозных открытых ячеек, имеющих различный контур. В плетении из болотных трав преобладают простые рисунки в виде ромбов, столбиков, спиралей (рис. 9) и др.
Ажурное плетение всегда выполняется только в сочетании с другими видами и, в первую очередь, с «веревочкой». Сквозное плетение дает возможность значительно сэкономить используемый материал и время.

«Косичка». Изделия из плетеной косички, несмотря на простоту изготовления, отличаются значительной прочностью. Это объясняется тем, что все они сшиваются из плотных тугих косичек, образуя из ее ребер единую плоскость. В зависимости от исходного материала, косички могут иметь любую толщину: очень тонкие — для изящных подставок, средние — для подушечек по горячее, толстые — для ковриков, больших корзин. Кроме того, из косичек выполняют различные украшения, игрушки, сувениры.

В зависимости от характера будущего изделия берут несколько стеблей или листьев болотных растений, связывают их у конца, а затем делят на три одинаковых пучка. Для работы не следует брать меньше шести стеблей (три пары), иначе будет трудно присоединять новые и поддерживать толщину пучков постоянной. Длина стеблей различна: это позволит избежать появления утолщений.

Плотно связанный конец жгутов набрасывают на крюк и приступают к плетению. Один из пучков берут в правую руку, а два других — в левую. Правый пучок перекручивают 2—3 раза вокруг своей оси и укладывают поверх среднего, находящегося в левой руке. Той же правой рукой скручивают левый пучок и кладут его поверх правого так, чтобы конец его был между правым и средним пучками. В такой последовательности плетут всю косичку (рис. 10). Таким образом перекручивание пучков ведется только правой рукой, левая — лишь придерживает образующуюся ленту. Постоянное натягивание и усиленная перекрутка пучков придают образующейся косичке особую прочность.

Наращивание исходного материала в жгутах проводят на некотором расстоянии друг от друга, когда заканчивающийся конец занимает среднее положение. Новый жгут или стебель накладывают на конец старого и оплетают его в прежнем порядке. Закончив плетение всей косички, закрепляют хвост и подрезают выступающие концы. Для большинства работ длина заготовленных плетенок превышает один метр.

В изделиях круглой формы косичку скручивают по спирали, закрепляя каждый виток с помощью нитки и иголки. При сшивании тонких косиц больше подойдет портняжная игла, а толстых — специальная, мешочная с изогнутым концом. Скрепляя витки, следят за тем, чтобы стежки были мало заметны — убраны внутрь косиц или находились между ними, а по цвету мало отличались от материала плетения, образуемые «кольца» должны плотно прижиматься друг к другу. Оставшиеся хвосты жгутов заправляют с помощью шила в предыдущий ряд.

Для выполнения завитков используют короткие косички. Их длина соответствует двойной длине рисунка. Один из концов косицы скручивают в спираль нужного диаметра и закрепляют. Найдя середину плетенки, оставшийся конец закручивают в спираль в противоположную сторону, крепко сшивая витки до намеченного места.

Петли выполняют из длинных косиц, которые, изгибая, подсушивают в местах касания к последнему витку спирали. Когда будут готовы все петли, к ним пришивается следующий виток спирали, также закрепляемый в местах касания.

В квадратных и прямоугольных заготовках косичку сначала сшивают гармошкой, плотно прижимая виток к витку. Как только плетение гармошки приблизится к необходимым размерам, косичку обводят вокруг нее в 3—4 слоя, а оставшиеся концы заделывают в одном из углов. Перед заделкой конца косички из него при необходимости делают петлю для подвешивания. Изготовление прямоугольной основы ничем не отличается от квадратной.

Более сложные изделия из косички имеют замысловатый ажурный рисунок, состоящий из комбинаций прямоугольных, округлых форм, завитков, петель, змеек, колец и других деталей.

Дата размещения: 4-02-2018, 02:57

Рекомендуем посмотреть
  • Как сплести пояс с кистями Декоративный пояс, подчеркивающий линию талии или бедер можно сделать своими руками.
  • Фантазия+ соломка=... Соломоплетение позволяет не только отвлечься от повседневности, но и раскрыть талант мастера в полной мере.
  • Соломенные «скульптуры» Соломка — необычайно выразительный и пластичный природный материал. Нет таких художественных форм, которые неподвластны соломке — яркие панно, восхитительные украшения. Но наибольшее удивление
  • Плетение из стеблей и листьев болотных растений игрушки и сувениры Резные игрушки. Поверхность созревающего початка рогоза имеет приятную бархатистую поверхность от светло-коричневого до темно-бурого, почти шоколадного цвета. Эта «шкурка» легко соскабливается от
  • Коврик из тростника своими руками В отличие от предыдущих работ для выполнения тканого коврика требуется жесткая рамка, изготовленная из оструганных реек. Размеры ее зависят от габаритов будушего коврика. По длине рамка больше