Лепка декоративного блюдца на гончарном круге

Лепка, а точнее формовка на гончарном круге — очень древний способ изготовления керамических изделий.
Изобретение гончарного круга послужило огромным толчком в развитии керамического производства, ведь до этого этапа все изделия изготавливались вручную. А усовершенствование технологии позволило значительно ускорить процесс создания нужных в быту вещей: разнообразных плошек, амфор и других сосудов для хранения пищевых продуктов — зерна, воды, вина и т.д.

Лепка декоративного блюдца  на гончарном кругеСчитается, что гончарный круг был изобретен 4-3 тысячи лет до нашей эры. Обычно его раскручивал сам гончар и формировал изделие либо одной рукой, либо двумя, если массивный круг обладал достаточной инерцией.

Лепка декоративного блюдца  на гончарном кругеВпоследствии мастера стали использовать для раскручивания круга помощников. Позже был изобретен гончарный круг с ножным приводом, основной принцип работы которого используется и по сей день. Мастера-гончары получили возможность больше внимания уделять особенностям конструкции изделий и их эстетике.

В настоящее время гончарные круги снабжают электродвигателями, которые приводят во вращение маховики кругов посредством ременных или фрикционных передач. Особенно удобно работать, если скорость вращения круга варьируется гончаром, к примеру, силой нажатия на пусковую педаль двигателя.

С помощью круга можно создавать из глины тела вращения практически любой формы, хотя, конечно, внутренние свойства глиняного теста накладывают некоторые ограничения. Обычно на круге изготавливают различные предметы, в том числе блюдца и тарелки, чашки и масленки, горшки и кувшины, пепельницы и подсвечники, вазы и бокалы и многое другое. Размеры изделий во многом зависят от состава глиняной массы.

Одним из самых подходящих видов глины для формовки на круге считается жирная - обычно цветная глина, купил я её, посетив www.podelki.net. Там еще можно купить полимерную глину fimo. Она почти не раскисает от воды, которая неизменно должна присутствовать в этом процессе, а только становится более скользкой и податливой.

Белые глины, такие как фаянсовая и фарфоровая, тоже могут применяться, но от добавления воды поверхностный слой довольно быстро раскисает и остается на руках гончара.

Самые крупные по габаритам — высокие вазы и амфоры получают из глины с добавлением шамота - разновидности керамической массы, которую сначала обожгли, а затем мелко раздробили. Такие изделия из глины имеют более неровную, шероховатую поверхность, иногда выглядят даже грубовато, но в садах и парках они смотрятся очень удачно и естественно.

В домашних условиях, в отличие от производственных, размеры глиняных изделий определяются прежде всего габаритами печи и количеством изготавливаемых предметов. Но и создавая небольшие работы, всегда можно добиться больших успехов. Красивые, функциональные или просто декоративные поделки могут стать украшением любого дома.

Теперь мы расскажем, как можно создать с помощью гончарного круга одно из самых простых изделий - керамическое блюдце. Работа на гончарном круге требует большой аккуратности, выдержки, обязательного соблюдения техники безопасности и не терпит суетливости.

Для изготовления блюдца нужно взять ком глиняного теста (так называют пластичную глиняную массу), или меньше - в зависимости от размеров печи для обжига и желания мастера.

Перед тем, как приступить к лепке, глину необходимо правильно и качественно подготовить. Для этого взятый глиняный ком нужно хорошенько промять. Если на его поверхности еще есть трещины (не путать с неизбежными неровностями - буграми и вмятинами от пальцев), то надо руками, влажной поролоновой губкой или тряпочкой смочить его со всех сторон и вновь размять.

Когда глина станет однородной, без комков, мягкой и податливой (ком должен довольно легко деформироваться от нажатия пальцем, но не быть чрезмерно липким и размокшим), можно приступать к работе.

Ком формируется в тело вращения шаровидной формы и устанавливается в центр неподвижного рабочего круга. Необходимо, чтобы он крепко прилип к поверхности круга и не съезжал с него в процессе работы. Иногда для этого перед установкой глиняного шара на его нижней стороне делают неглубокую клетчатую насечку стекой-ножом. Затем края кома обжимаются вниз также до приклеивания к кругу.

Вся заготовка должна иметь форму полусферы или грибной шляпки, лежащей в центре рабочей поверхности круга. Только после этого гончарный круг можно раскручивать. Для примера возьмем круг с ножным приводом, без электромотора.

Рекомендуется раскручивать круг правой ногой, если гончар не левша. Движения ноги должны быть сильными, размеренными, от себя, то есть круг будет вращаться против часовой стрелки. Ни в коем случае не надо торопиться и совершать частые толчки ногой. Надо делать их примерно по одному в 1-2 секунды, постепенно выработать свой подходящий ритм и непременно давать ноге отдыхать. Круг же во время таких передышек будет вращаться по инерции.

Останавливать круг до момента полного изготовления изделия вряд ли придется, так что гончар должен постоянно подкручивать его в процессе работы. Скорость вращения должна быть сравнительно высокой. Чем быстрее вращается круг, тем ровнее получаются контуры изделия, равномернее распределяется по его периметру прилагаемая нагрузка.

В то же время при слишком завышенной скорости глина и вода начинают разбрызгиваться с рабочего круга под влиянием центробежных сил. Поэтому здесь также надо соблюдать меру. Итак, комок-заготовка установлен на гончарном круге и последний приведен во вращение.

Лепка декоративного блюдца  на гончарном кругеСледующая стадия - грубая центровка кома. Это — одна из самых сложных операций в смысле приложения физических усилий. Задача состоит в том, чтобы придать кому практически идеально округлую форму с боков и ровную, лучше плоскую — сверху.

Для этого ком надо плотно обхватить смоченными в воде скользкими ладонями со всех сторон и сильно сдавить, особенно сверху. Сдавив ком (обычно руки расположены симметрично, движение идет «от себя»), надо зафиксировать руки в этом положении и дать кругу немного так покрутиться, чтобы заготовка приняла желаемую форму, «запомнила» ее. Если сразу это не удалось, необходимо вновь повторить сдавливание, не забыв смочить руки.

Без центровки не следует переходить к дальнейшим операциям — изделие не получится ровным. В конце этой стадии ком обычно имеет форму перевернутой миски и находится точно в центре круга, боковая и верхняя стороны - ровные, без вмятин и неровностей. При вращающемся круге впечатление должно быть такое, будто заготовка неподвижна.

Далее можно приступать к продавливанию центра заготовки. Но сначала надо правильно установить руки для успешной работы. Во-первых, если станок вы вращаете правой ногой (против часовой стрелки), то и рабочая сторона заготовки - правая. Удобно представить себе прямую линию, идущую от центра заготовки к ее правой стороне — по радиусу.

По этой линии и нужно расположить пальцы правой руки справа, на боковой поверхности заготовки, а пальцы левой — сверху. Промежутков между пальцами не должно быть, руки же должны плотно соприкасаться одна с другой, чтобы рабочая «хватка» была крепче. При этом нельзя забывать смачивать руки в емкости с водой, чтобы обеспечивать лучшее скольжение, иначе пересохшая поверхность глины может деформироваться и вообще смяться.

После правильной установки рук рекомендуется попрактиковаться в формообразовании. Плавно надавите на заготовку сбоку правой рукой - и ком станет расти в высоту, надавите левой сверху — и он станет ниже и шире. Надавите легонько не всей рукой, а только пальцем — появится круговая канавка.

Лепка декоративного блюдца  на гончарном кругеПоупражнявшись, перейдем к изготовлению блюдца. При указанном положении рук надавите пальцами левой руки на глину сверху - в центре кома появится круглая впадина. Давите, пока ямка не будет достаточно глубокой (она не должна доходить 0,5-1 см до поверхности рабочего круга). Потом расширьте диаметр ямки при заданной глубине - до желаемого диаметра блюдца.

Затем сделайте боковые стороны www.norstar.ru также 0,5-1 см толщиной. Здесь левая рука должна придерживать стенку изнутри, а правая - поджимать глину снаружи. При этом, возможно, стенка будет расти в высоту, так что не забывайте контролировать верхний край стенки, чтобы он не разорвался и был ровным. Если высота стенки получилась неодинаковой по периметру, можно на скорости срезать лишнее стекой-ножом на желаемой высоте, придерживая стенку одной рукой во избежание деформации.

Лепка декоративного блюдца  на гончарном кругеКогда заготовка приняла вид широкого цилиндрического «стакана», можно мокрыми пальцами одной руки расширить немного верхний край стенки, оставив нижний без изменения. Таким образом, изделие уже будет похоже на блюдце. Здесь следует воспользоваться влажной поролоновой губкой, плавно прикасаясь которой к глиняному блюдцу также на скорости, можно дополнительно разровнять егоповерхность.

После рекомендуется воспользоваться стекой-ножом, чтобы подрезать плавно скругленный низ наружной стороны стенки блюдца до более резких очертаний. Так убирается лишняя толщина стенки у дна, которая и может порой привести к растрескиванию.

Лепка декоративного блюдца  на гончарном кругеПосле окончательного разравнивания поверхности готовое блюдце надо снять с круга. Для этого останавливают гончарный круг и подрезают изделие натянутой леской как можно ниже, вплотную к поверхности круга. Затем изделие нужно снять и поставить сушиться.

Изделие будет смотреться красивее, если в это время налепить на него различные приставные элементы, например, декоративные ручки из глиняных жгутов. Также хорошо смотрятся тисненые узоры.

Их наносят на влажную глиняную поверхность стеками-штампами с резными окончаниями. Для придания блюдцу дополнительной затейливости можно волнообразно деформировать его края, пока оно еще находится во влажном состоянии.

Все дальнейшие операции - оправка влажной губкой, сушка, шлифовка, обжиг и т.д. выполняются так же, как и во время ручной лепки изделий.

Г. Мочалов
По материалам журнала "Делаем сами"

Рекомендуем посмотреть
  • Создаем керамическую посуду Почему бы заняться столь увлекательным и полезным хобби, как изготовление керамических изделий. От вас потребуется ваша фантазии и большая отдача делу. Вы сможете создавать целые наборы посуды, как
  • На радость ребенку После ремонта в доме остались ведерки разного объема. Выбросить их было жалко. Вот мне и пришла идея сделать из них барабанчики для своего малыша.
  • Простая система заточки На первом этапе заточки инструмента обычно формируют на заточном круге фаску с профильным желобом (рис. 1). На втором — на оселке затачивают и заправляют режущую кромку. Точила и круги. При точении
  • Полирует картон Самодельные полировочные круги из картона позволяют очень качественно выправить лезвия инструментов. Картонные круги — плотные, долго служат, дёшевы и их легко сделать.
  • Начинающему керамисту Во все времена высоко ценились изделия из керамики: посуда, панно, скульптуры, игрушки и пр. Не утратили они актуальности и сегодня. Керамические подсвечники, арома-лампы, подставки для телефонов